Александр Митта: я мечтал снять фильм про Шагала 45 лет

— Александр Наумович, однажды вы уже обращались к творчеству Шагала, в аллегорической форме показав его в образе художника Федора в исполнении Олега Ефремова в «Гори, гори, моя звезда». — В 1960-е, когда я снимал «Гори, гори, моя звезда», установить контакт с Шагалом было большой проблемой. Сейчас мы делаем вид, что ничего подобного не было, но на самом деле он был практически запрещен. У меня много любимых художников, и Шагал был главный среди них. В нем соединились реализм и элементы нового искусства, я на нем учился всему остальному. Вся парижская школа: Пикассо, Брак, Матисс, Леже пришли ко мне через него. В свое время у меня появилась идея — снять про то, как человек улетает в мир фантазий. Шагал же не уехал за границу, а вместе с картинами перенес туда весь свой мир. Витебск, родных, близких. Так с ними и путешествовал по свету. Мне в голову не приходило, что я когда-нибудь смогу превратить это в фильм. Долгое время этот замысел казался мне бесперспективным, потому что Шагал очень неконфликтный человек, а оттого было непонятно, на чем должен держаться сюжет. Но как только я наткнулся на то, что он работал в одной школе с Малевичем, а Малевич как абсолютный революционер выкинул его оттуда, тогда я понял — сюжет есть. — Кроме конфликта двух художников, который был на самом деле, вы еще выдумали линию красного комиссара, без памяти влюбленного в жену Шагала Беллу. — Кино и живопись — полярные вещи. Живопись требует спокойствия, созерцания. Вернуться, посмотреть, поползать по холсту. А кино, наоборот, динамичное. В кино люди приходят волноваться. Сколько можно было выжать эмоций из конфликта Шагала и Малевича, я выжал. Но собрать все линии воедино — Шагала и его жены, Шагала и Малевича, Шагала и учеников, Малевича и учеников — можно только с помощью мелодрамы. Поэтому я написал линию про жену Шагала и ее поклонника — и не нарушил ее верности. Она ни в кого не влюблялась, кроме Шагала, но в нее-то влюбиться могли? И так мы придумали комиссара Наума, который сошел с ума на расстрелах. — Как вы выбирали актеров на главные роли? — На пробах Малевича умнее и ироничнее Анатолия Белого никого не было. А Леня Бичевин по контрасту с ним — нежный, трогательный. И тоже очень хороший актер. — В начале фильма выбрашенное пианино раздирают на дрова. Такая метафора трагедии искусства. — Только что закончился «серебряный век», и Дягилевские сезоны в Париже. В литературе появился Хлебников, Маяковский. В театре — Станиславский и Мейерхольд. А перед этим были Толстой, Достоевский, Лесков, Чехов. И все это в один период. Если бы не война и революция, Россию ожидал взлет невероятный. Но тут начали молотить всех подряд, год за годом: Троцкий, Ленин, Сталин. А потом еще одна война. Вот где настоящая трагедия. Такого ни один народ не переживал. — Один из конфликтов в фильме — непонимание современников Малевича и Шагала их искусства. С другой стороны, люди и сегодня кривятся от одного напоминания о «Черном квадрате». — В России культуры живописи не хватает. Такую культуру надо в школе преподавать. По Лувру идешь — там повсюду сидят дети кружочками, и учительницы им объясняют то, что они видят. Потом они переходят в центр Помпиду и смотрят на абстракционизм. И для них эти периоды старого и нового искусства соединяются единой линией. У нас сегодня это началось. У меня внучка двенадати лет. На занятиях по искусству они собираются и делают, допустим, абстрактную скульптуру из разных подручных материалов. А на следующий раз— из надувных шаров. Они понимают, как можно работать с формой. Для них абстрактное мышление — вполне естественно. А когда образование кончается на Репине и Сурикове, то это хорошо, конечно, но это все-таки девятнадцатый век. На открытии Олимпиады в Сочи над стадионом парили образы Малевича, а на закрытии — Шагала. Вот он, двадцатый век искусства России для всего мира. И от этого никуда не денешься. — И среди современных русских художников нет никого, кто мог бы справиться с этой задачей? — Понимание нового приходит медленно. Как минимум пять прекрасных художников, официально запрещенных, таких как Эрик Булатов или Илья Кабаков, продержались тридцать лет, иллюстрируя детские книжки. Когда Булатов писал «Слава КПСС», я при этом присутствовал, видел, как он тщательно подбирал соотношение красного и голубого. К нему в мастерскую пришел тогда грек Георгий Костаки, знаменитый коллекционер русского искусства, и спросил: «Вы это называете картиной? Нет, наверное, я до этого еще не дозрел». А через пять лет рассказывал Булатову: «Я всегда вами восхищался!» Но нет, тогда его никто не понимал. Как это — пейзаж и на нем георгиевская ленточка? Или когда идут люди, а над ними парит Ленин? Художник открывает глаза на то, что мы не можем увидеть. Ведь улицы действительно были заполнены плакатами и портретами вождей. Что тут удивительного? Я других улиц и не знал. А художник нашел к этому виду нужный ракурс. Они были крепкие ребята. Ни на что не рассчитывали — просто хотели выразить, что было у них на душе. Хотели протереть людям глаза. Даже не так — они сами смотрели на мир протертыми глазами и по-другому видеть не могли. Но таких художников очень мало. Надо было иметь характер крепкий и еще отлаженную государственную систему поддержки детского искусства. (Смеется.) Без нее они бы не выжили. Каземир Малевич — Анатолий Белый. Фото предоставлено съемочной группой.  — А что ждало бы здесь Шагала, если бы он не уехал за границу? Судьба все того же Федора из «Гори, гори, моя звезда», расстрелянного как бы между делом? — Думаю, ситуация была бы трагическая. Пример того, как здесь выживали художники, — Александр Лабас. Некогда поэтичный, очень трогательный художник, который просто закуклился — был вынужден рисовать натюрморты для детских садов. Я с его племянником дружил в школе, он меня привел в мастерскую к дяде и показал: сидит Лабас перед холстом, на котором написан его великий«Дирижабль». Кладет мазочек, смотрит, через полчаса стирает его...Другие художники просто исчезли безвозвратно, превратились в соцреалистов. Исключение, пожалуй, Кончаловский, но он человек волевой, да и таланта немалого. Закрылся у себя в академии, писал портреты Алексея Толстого, Мейерхольда. А Шагал художник жестких принципов, не подверженный влиянию. Конечно, счастье, что он свалил. Но и за границей его становление было очень непростым. Французы никогда чужих не любили. Когда Эйзенштейн уезжал из Америки, боялся возвращаться в Советский Союз — там расстреливали. Он пробовал в Париже задержаться, но французские режиссеры категорически отказались подписывать письмо в его поддержку. Ну а зачем им конкуренты? В Америке то же самое — сначала Эйзенштейну предложили работу, а потом поняли, какой он хлопотный гений, и передумали. — Но в итоге у Шагала все сложилось удачно: долгая творческая жизнь, свой музей в Ницце. — Он сам его создал на то, что заработал. Он всю жизнь только увленно работал. У художников это называется творчеством. Есть книжка его второй жены, в которой она вспоминает, как спрашивала мужа: зачем ты так много работаешь, у нас уже на двадцать лет наработано? А он отвечал: мало ли что может случиться. — И как обратный пример — Малевич, который остался в России. И которого при жизни посадили в тюрьму, а после смерти могилу закатали в асфальт. — Малевич был честен. Он понял, что его ждет, собрал все свои работы, вывез в Германию и оставил их там. Когда его стали вызывать обратно, приехал, догадываясь, что могут посадить. И правда, по приезду сразу сел. Его спасло только то, что он был болен. С ним не хотели связываться. Его выпустили на волю — фактически помирать. А насчет могилы в Немчиновке — новый губернатор Московской области недавно объявил, что рядом с ней построят мемориал в честь Малевича. Не на том самом месте, а немного в отдалении. Все равно того дуба, под которым хотел лежать Малевич, больше нет. — Получается прямо по Мандельштаму: мыслящее тело «превратилось в улицу, в страну». — Что для меня было главным открытием, когда я в это дело влез, — то, какой фантастический круг счастливых своим творчеством художников сформировался вокруг Малевича. Повсюду убивают с утра до ночи, а в этом мире работают лучшие художницы России. Александра Экстер, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова — так называемые “амазонки авангарда”. И еще Наталья Гончарова и Зинаида Серебрякова. И картины у них радостные, энергичные. В них по-своему претворен трагизм времени и противостояние ему. Каждая из художниц добилась невероятных успехов — и об этом пока никто не сказал ни слова. А это великие имена. В конце девяностых американцы сделали про них большую выставку, прогнали ее по всему миру с большим ажиотажем. В том числе в Россию завезли, в Третьяковскую галерею, но здесь она прошла без особого успеха. Это пример того, как автономно живет искусство. А в конечном итоге остается только оно. Времена в очередной раз изменились, а картины живут. Конечно, если мы их сохраним.

Еще новости

Порошенко: Систему образования необходимо синхронизировать с потребностями рынка труда

Учитель истории Сергей Кочережко завоевал звание лучшего педагога в 2015-м году.Сегодня, 5 октября, в День учителя в ГКД состоится праздничная церемония, на кот…

Партия власти укрепляет лидерство итогами выборов в парламент Киргизии

Глава ЦИК Киргизии Туйгунаалы Абдраимов заявил, что шесть партий на выборах преодолели два избирательных барьера и войдут в парламент страны.…

Ненашев: корабли и авиация ВМФ РФ могут поддержать операцию против ИГ

Корабли военно-морского флота России в Средиземном море приступили к отработке мер по противовоздушной обороне авиабазы под городом Латакия в Сирии, сообщает “И…

Российские и американские военные провели первые переговоры по Сирии

ВАШИНГТОН, 1 октября. Российские и американские военные впервые провели по закрытому каналу видеосвязи консультации по Сирии, сообщил пресс-секретарь Белого дом…

Bloomberg «знает», кто посоветовал начать военную кампанию в Сирии

План военной операции российской авиации в Сирии президенту России Владимиру Путину предложили руководитель президентской администрации Сергей Иванов, министр о…

Турция заявляет о еще одном нарушении воздушного пространства российской авиацией

В турецком МИДе заявляют, что российская авиация нарушала воздушное пространство страны не только в субботу, 3 октября, но и в воскресенье, 4 октября, сообщает …

Нарышкин: РФ первой говорила о кризисе беженцев, но ее не послушали

На сегодняшнем заседании экспертного органа Госдумы, Совета законодателей, спикер Сергей Нарышкин сообщил, что региональными законодательными собраниями вносятс…

ЦБ лишил лицензии сразу три банка

Опубликовано 06.10.2015 20:05. Отредактировано 06.10.2015 20:40Стало известно, что сегодня ЦБ отозвал лицензии еще 3-х кредитобанков РФ: Объединенный национальн…

ООН: гуманитарные организации покинули афганский Кундуз

Министерство юстиции США проводит расследование обстоятельств инцидента в Кундузе, заявил представитель Белого дома Джош Эрнест.…

Партия власти укрепляет лидерство итогами выборов в парламент Киргизии

Глава ЦИК Киргизии Туйгунаалы Абдраимов заявил, что шесть партий на выборах преодолели два избирательных барьера и войдут в парламент страны.…