Архитектор строений из бумаги и картона отмечен престижной премией
Жюри самой престижной премии в архитектуре Притцкеровской назвало лауреата 2014 года. Второй год подряд она достается архитектору из Японии. На этот раз лауреатом премии стал 56-летний Шигеру Бан, известный во всем мире своими временными постройками из картона – домами для беженцев, соборами, выставочными павильонами.В детстве Шигеру Бан (Shigeru Ban) хотел стать плотником. Он родился в августе 1957 года в Токио: его отец был бизнесменом, работал к компании Toyota, а мать - дизайнером одежды. Уже в девятом классе он собрал модель своего первого дома, решив, что станет архитектором. В 12 классе Шигеру Бан стал посещать подготовительные курсы для поступления в Токийский университет искусств, где научился моделировать из бумаги, бамбука и дерева. Тогда же он натолкнулся на статью об американском архитекторе Джоне Хейдуке (John Hejduk) – его так и неосуществленные проекты так вдохновили Бана, что он решил уехать учиться в университет Cooper Union School of Art and Architecture, где преподавал Хейдук. Получив диплом архитектора в 1984 году, Шигеру Бан вернулся в Токио, и уже в 1985 году организовал собственное бюро, нарушив японскую традицию, по которой начинающий архитектор сначала долгое время работает в подмастерьях у великого учителя.
Картонные дома (Paper Log House), где жили пострадавшие от землетрясения 1995 года в Кобе Фото: Takanobu Sakuma/ Shigeru Ban Architects Известность Шигеру Бану принесли быстровозводимые дома из картона для беженцев. Впервые этим вопросом японский архитектор озаботился в 1994 году, узнав, что более 2 миллионов человек, бежавших из Руанды от гражданской войны, живут в ужасных условиях. Затем он построил убежища для пострадавших от землетрясения в японском городе Кобэ в 1995 году, потом - дома в Турции (2000 год), Индии (2001), на Шри-Ланке (2004) и на Гаити (2010). Для развития этих благотворительных проектов Шигеру Бан основал некоммерческую организацию Voluntary Architects Networ. Среди других известных «картонных» зданий японского архитектора – концертный зал в итальянском городе Л’Акуила и собор Cardboard Cathedral в Новой Зеландии, оба были построены после случившихся в этих местах землетрясений. В Москве по проекту Шигеру Бан был возведен временный картонный павильон для центра современной культуры «Гараж» Дарьи Жуковой в Парке Горького.
Собор в городе Крайстчерч (Cardboard Cathedral), Новая Зеландия. В 2011 году землетрясением был разрушен собор, являвшийся символом города. Пока идет его реконструкция, по проекту Шигеру Бана был построен этот временный собор Фото: Stephen Goodenough/ Shigeru Ban Architects Шигеру Бан стал седьмым японским архитектором, получившим, Притцкеровскую премию. Первым в 1987 году был Кэндзо Тангэ, следующим - в 1993-м - Фумихико Маки, в 1995 - Тадао Андо, в 2010 - Кадзуо Седзима и Рюэ Нисидзава, в 2013 - Тоёо Ито.
Притцкеровская премия (The Pritzker Architecture Prize), основателем которой является фонд Hyatt Foundation, считается самой престижной в мире архитектуры. Победитель определяется закрытым голосованием: в международное жюри, меняющееся каждый год, входят известные архитекторы, критики, люди искусства и бизнесмены. Премия вручается ежегодно с 1979 года — первым ее лауреатом стал американский архитектор Филип Джонсон. Среди других победителей, получивших медаль и денежный приз в размере $100 тыс.,— такие известные архитекторы, как Луис Барраган (Мексика), Бэй Юймин (США), Готфрид Бём (Германия), Оскар Нимейер (Бразилия), Тадао Андо (Япония), Ренцо Пьяно (Италия), Рем Колхас (Нидерланды), Фрэнк Гери (США), Йорн Утцон (Дания), Заха Хадид (Великобритания).
«Ъ» о японских архитекторах, получивших Притцкеровскую премию Интервью«Начинать надо с образования» Исполнительный директор Притцкеровской премии Марта Торн В интервью “Ъ” исполнительный директор премии МАРТА ТОРН рассказала, как должна измениться российская архитектура, чтобы стать конкурентоспособной в мировом масштабе.— Притцкеровская премия вручается с 1979 года. За это время среди ее лауреатов не было ни одного русского архитектора. В чем причина?
— Во-первых, Притцкеровской премии всего 35 лет и далеко не все архитекторы мира попали в поле нашего зрения, хотя с каждым годом мы узнаем все больше и больше новых имен. Во-вторых, нельзя забывать, что в современной архитектуре не существует границ. Я верю, что в будущем мы увидим российских архитекторов, чьи работы будут отвечать основным целям премии, одна из которых — «вносить существенный вклад в развитие человечества».
— Что надо изменить, чтобы российская архитектура стала конкурентоспособной в мировом масштабе?
— Начинать надо с образования. В век глобализации мы все острее нуждаемся в появлении различных школ, с отличающимися ДНК. Тогда в этой дискуссии профессионалов, обладающих различными точками зрения, и будут рождаться новые идеи и концепции. Не менее важная задача — сформировать хороший вкус у заказчиков. Клиенты, понимающие, насколько качественная архитектура способна улучшать пространство и жизнь, могут оказать серьезную поддержку в создании превосходных творений.
— Работы каких современных архитекторов понравились вам за последнее время?
— Как исполнительный директор Притцкеровской премии я предпочту не выделять какого-то одного архитектора или здание. Скажу одно, мне интересно искать в неожиданных, только начавших развиваться городах, так же как и в культурных центрах — Нью-Йорке, Лондоне или Москве. Сегодня такие отличные друг от друга страны, как Вьетнам и Чили, как раз упражняются в разработке новых идей в архитектуре. Современные технологии позволяют нам видеть и делиться тем, что происходит почти во всех точках мира, но важно помнить, что архитектор должен создавать проекты, связанные с местным окружением, контекстом.