Фильм "Под маской жиголо": двоякое спасение и незримый гений Вуди Аллена
Фильм Джона Туртурро «Под маской жиголо», где он сам сыграл главную роль, – история незамысловатая, но милая. Она даже и не про любовь, скорее про жизнь – не в общем, а вполне в конкретном смысле.
У Вуди Аллена есть одно качество, более ценное для режиссера, чем для актера, – едва ли не каждый фильм с его участием выглядит так, как будто он сам его снимал. Типичная Америка Вуди Аллена, наполненная неустроенными людьми самых разных цветов и национальностей, ироничные диалоги, вызывающие не смех, а улыбку – вот антураж картины, выдающий если не его руку, то какое-то, видимо, метафизическое влияние на съемочный процесс.
Шерон Стоун в роли одной из богатых клиенток смотрится ничуть не хуже, чем в «Основном инстинкте», которому, кстати, в картине передается жирный привет. «В современном мире она могла бы оказаться маньячкой-убийцей», – говорит о ней герой Вуди Аллена. Всю жизнь игравший маленького еврея, которому не везет в любви, здесь Аллен – маленький еврей, который о любви уже и не помышляет и оттого заделывается фактически сутенером своего друга. В остальном он такой же: нелепый, многословный, даже на фоне хасидов в шляпах и пейсах выглядящий более евреем, чем они.
Зато главный герой Фиораванте (сам Туртурро) – совсем другой тип: высокий и смуглый, с грустными и понимающими глазами, он умеет обращаться с женщинами и орхидеями, он все больше молчит, произнося иногда афоризмы на чужом языке, чем может покорить любую женщину. От крайнего безденежья согласившийся ублажать богатых дам, он умеет найти подход к любой из них.
И даже в несчастную вдову раввина (Ванесса Паради) он, кажется, влюбляется только потому, что ей нужно именно это – переживания и наслаждения не плотские, а душевные, необходимые, чтобы вернуться к жизни после смерти мужа, вспомнить, что она, хоть и правоверная, но женщина и наконец попрощаться с временным спасителем и соединиться с другим, с тем, кого она любит.
Так что назвать Фиораванте проституткой было бы неправильно. Он действительно не жиголо, а кто-то, кто под маской жиголо приходит на помощь. Поэтому у него фактически нет своего характера и своей жизни, его дело – быть цветком, радующим всякого путника, вернее, путницу, которая на склоне жизненного пути узрела на озаренном солнцем поле… впрочем, это уже другое кино.