Первые две некоммерческие организации вышли из реестра иностранных агентов
В пятницу, 19 июня, Минюст исключил первые две некоммерческие организации из реестра иностранных агентов. Как сообщили в ведомстве, отныне не являются иноагентами фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив» и пермский центр ГРАНИ. Именно эти организации одними из первых подали в Минюст документы на выход из реестра, который стал возможен после принятия в конце февраля 2015 года Госдумой соответствующих поправок в закон о НКО.Как говорится в официальном сообщении Минюста, решение об исключении пермского центра ГРАНИ и фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив» из реестра иностранных агентов было принято после проведения внеплановых проверок этих организаций региональными управлениями ведомства.
"Ъ" выяснил, кто первым покинет реестр иностранных агентовКак стало известно в мае, фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив» и пермский центр ГРАНИ могут стать первыми некоммерческими организациями (НКО), которым позволят покинуть реестр иностранных агентов. Костромской фонд был в числе первых общественных организаций, признанных иностранными агентами, и раньше всех решил воспользоваться вступившей в силу в марте этого года поправкой, позволяющей избавиться от этого статуса. По закону организация, решившая покинуть реестр, в течение года не должна получать иностранного финансирования. Внеплановая проверка Минюста, с протоколами которой удалось ознакомиться "Ъ", подтвердила, что зарубежные гранты на счета НКО не поступалиКак сообщал “Ъ” 20 мая, именно эти две организации были одними из первых, кто подал в Минюст заявление с просьбой исключить из реестра иноагентов. Иностранными агентами, согласно закону о НКО, признаются организации, которые занимаются политической деятельностью и получает на это деньги из-за рубежа.
Фонд «Костромской центр общественных инициатив» обратился с заявкой об исключении из реестра иностранных агентов сразу после принятия соответствующих поправок к закону о НКО — 9 марта 2015 года. Это норма появилась только спустя три года после введения в законодательство РФ положения об НКО—иностранных агентах. Для того чтобы выйти из реестра, организация должна отказаться от политической деятельности и зарубежного финансирования.
В ходе внеплановой проверки костромской НКО сотрудники Минюста помимо опроса руководителей организации направляли запрос в администрацию Костромской области и в областные управления ФСБ и МВД. Там сообщили, что фонд в течение года «не осуществлял политической деятельности». Не обнаружили иностранного финансирования и в Росфинмониторинге.
Прежде чем быть принудительно занесенным в реестр иностранных агентов, костромской фонд одним из первых в 2013 году успел получить прокурорские представления и штраф в размере 300 тыс. руб. за их неисполнение. Политику прокуроры усмотрели в проведенном организацией в 2013 году круглом столе «Перезагрузка перезагрузки: куда движутся российско-американские отношения?» с участием российских и американских чиновников, в том числе главы политического отдела посольства США Говарда Соломона и костромских чиновников.
Что же касается пермского центра ГРАНИ (гражданского анализа и независимых исследований), то он был внесен в реестр принудительно в июле этого года. По мнению сотрудников Минюста, получая финансирование от благотворительного Фонда Чарльза Стюарта Мота (США), центр занимался политической деятельностью: его сотрудники участвовали в разработке поправок к закону «О некоммерческих организациях» и в «Открытом правительстве».
Впрочем, в пятницу же реестр НКО—иностранных агентов пополнился сразу тремя организациями: иностранными агентами признаны республиканская молодежная организация «Нуори Карьяла» («Молодая Карелия), межрегиональный общественный фонд мира на юге и Северном Кавказе и «Сибирский центр поддержки общественных инициатив».
Как заявил “Ъ” юрист организации «Агора» Рамиль Ахметгалиев, представляющий интересы Костромского центра поддержки общественных инициатив, Минюст вынес решение об исключении НКО ровно в срок: «Сегодня был последний день до конца рассмотрения заявки, они все сделали день в день практически». По мнению господина Ахметгалиева, это дает возможность остальным НКО также претендовать на выход из реестра, однако ставит их в затруднительное положение. «Пока практика такая, что нужно отказываться от зарубежных средств, а вопрос о наличии политической деятельности толком не рассматривается. Костромской центр, к примеру, вообще заморозил свою работу на время рассмотрения заявки. При этом искать средства в России куда труднее, да и размеры грантов куда меньше»,— сказал он.
Вячеслав Козлов, Григорий Туманов