Плодовые мухи могут помочь в поиске наркотиков и взрывчатки
До старта ожидаемого творческими людьми России Года литературы еще два с половиной месяца, но филиал областного музейного комплекса имени Ивана Словцова – музей-усадьба купцов Колокольниковых уже начал собственные «эксперименты».
Так в канун празднования на государственном уровне большой даты – 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова, заведующая музеем Татьяна Симоненко презентовала гостям миниатюрную выставку в память о великой личности. Да, она представлена всего четырьмя витринами и одной интерьерной композицией, но за каждой вещью стоит большая история жизни и творчества того, кто был храбр сердцем и юн лицом, чья жизнь не отмерила даже тридцати весен…
По словам Татьяны Геннадьевны, у многих экспонатов 15 октяб-ря 2014 года случился премьерный «выход» к зрителям. Удивительные подборки живописи, посвященные творчеству Михаила Лермонтова или отсылающие к Кавказу, природу которого он боготворил, ранее никогда не демонстрировались. А вот интерьерные предметы – один в один как те, что есть в шикарных музеях, носящих имя поэта.
Итак, пробежимся по самым интересным «вещицам». Вот, например, впервые показанные старинные ноты с красивым титульным листом. Это «симфоническая поэма для оркестра» композитора Милия Балакирева на лермонтовскую «Тамару». Рядом с нотами – афиша оперы «Демон», которая, представьте себе, в советское время была поставлена Тобольским театром!
Все знают, что Михаил Юрьевич слыл большим путешественником (уже маленьким мальчиком он ездил с любимой бабушкой «на Кислые Воды» – так тогда говорили), поэтому выставочный проект объединил три знаковых дорожных предмета: старинный чемодан, плетеный короб для провизии и сундук-сейф, в который можно было спрятать что-то особенное. В одной из витрин выставлен красивый девичий альбом позапрошлого века, где есть переписанное рукой романтичной особы стихо-творение поэта о любви… Дагестанский нож «Кама» – подлинный. Пистолет – бутафорский. Он попал в фонды из Тюменского драматического театра, а «фигурировал» в спектакле «Мастер и Маргарита».
На стенах сотрудники музея-усадьбы разместили иллюстрации художника Давида Хайкина к лермонтовским «Трем пальмам». Здесь же гравюры, отпечатанные с деревянных досок – они были созданы во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде. Любителям интерактива понравится интерьерный уголок поэта – такой мог быть в Москве или Тарханах: портрет лорда Байрона, которому Михаил Юрьевич подражал в своих литературных экспериментах, кресло, обшитое плюшем, столик, а на нем – лампа-подсвечник с зеленым абажуром, несколько чернильниц, нож для бумаги. У стенымундир! Ведь поэт был очень отважен.
Чуть позже музей выставит картины художника Константинова, посвященные творческому наследию Лермонтова. Сейчас они находятся на реставрации. А России бы – памятник. Но почему-то таковой совсем недавнопоставили в одном из шведских городов – у русского поэта были по отцу шведские корни.
Проект продолжить работать до конца первого квартала 2015 года. 0+.