Рецензия на фильм Первый мститель: Другая война
На российские экраны выходит «Первый мститель. Другая война». В оригинальном названии (Captain America: The Winter Soldier) уточняется, кто именно этот первый мститель, но российские прокатчики предпочитают более простой путь. После фильма 2012 года, собравшего под своей крышей героев разных комиксов Marvel, само слово «мститель» обозначает принадлежность к суперпопулярной франшизе и, следовательно, гарантирует зрительский интерес. Тем более что в «Другой войне» вместе со Стивом Роджерсом, он же Капитан Америка (Крис Эванс), действует едва ли не самый интригующий персонаж из этой компании: экс-агент КГБ Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон). Союз простодушного светловолосого американца, чье оружие — один лишь щит, и рыжеволосой бестии родом из СССР получился и трогательным, и боеспособным. При этом — ничего личного. Только бизнес. Бизнес-задание, с которым мстителям приходится столкнуться на этот раз, абсолютно в духе того, с чем мисс Романофф имела дело на прежней службе: необходимо выявить внутреннего врага, затесавшегося в органы. «Органами» в данном случае является организация Щ.И.Т, некая фантазия на тему Центрального разведывательного управления.Стив Роджерс, как помнят поклонники комиксов о Капитане Америка, это герой Второй мировой, несколько десятилетий после войны проведший в анабиозе и возвращенный к активной жизни уже в наше время. Все его друзья и привязанности остались в прошлом, а современный мир кажется капитану структурой непонятной и во многом враждебной. В Наташе Романофф даже пробуждается несвойственный ей материнский инстинкт — так наивен и мил ее подопечный. То, что в Щ.И.Т. не всё в порядке, становится понятно в самом начале фильма по разным косвенным признакам. Но масштабы бедствия проясняются постепенно: оказывается, в организацию внедрились не отдельные отщепенцы, а целая пятая колонна, не желающая смириться с поражением фашизма и мечтающая о реванше. Самый простой способ решения проблемы — уничтожить весь Щ.И.Т. — возможно, сгодился бы для Романофф, но Капитан Америка с его высокими моральными принципами не готов бить по своим, чтобы поразить чужих. Так что помимо силы и ловкости героям приходится проявлять хитроумие и смекалку. Известное напряжение ума требуется и от зрителей: следить за политической интригой, которая развивается в фильме, надо сосредоточенно, иначе упустишь нить. Впрочем, основное послание считывается легко: да, политика всегда зло, но градации этого зла всё же разные. Одно дело — идти на компромиссы во имя поддержания мира, другое — становиться рабом некой тоталитарной идеи, которая требует всё новых и новых жертв. В высших эшелонах власти на страже этических норм стоит руководитель Щ.И.Т. Ник Фьюри (Сэмюэль Джексон), но ситуация складывается так, что ему самому угрожает опасность.Выбор актера на роль антагониста, главного воплощения мирового зла в этом фильме, неожидан. Но так или иначе Роберт Редфорд, икона и символ независимого кино, основатель фестиваля «Санденс», засветился наконец в свои без малого восемьдесят в крупной голливудской франшизе. Сам он объясняет это тем, что его внуки — большие поклонники Marvel, и он хотел, чтобы они увидели его в одной из экранизаций комиксов. Еще один ключевой персонаж фильма — Зимний Солдат (Себастьян Стэн), друг и однополчанин Капитана Америка, которого враги захватили в плен, стерли ему память, перепрограммировали, и теперь он является бронебойным орудием агрессии. Вернуть его в стан своих — одна из задач Стива Роджерса. Решать свои проблемы героям требуется молниеносно: драки, трюки и автогонки сменяют друг друга с поражающей быстротой, и, конечно, именно они, а не хитросплетения сюжета — главная приманка для зрителей. Увлекательный мордобой режиссеры — братья Энтони и Джо Руссо — решили в максимально реалистичной манере: будто супергерои — это обычные люди, путем тренировок и потребления пищевых добавок развившие в себе способности очень быстро бегать, высоко прыгать, и, если понадобится, летать без крыльев. — Зритель любит чувствовать энергетику грамотно поставленного поединка, — говорит Энтони Руссо. И тут нечего возразить. А тем, кому лень воспринимать фильм как политический триллер, бесконечную аллюзию на ситуацию в сегодняшнем мире и трудно разобраться, кто свой, а кто враг, достаточно запомнить: хорошие это те, кто побеждает в драке. Даже если собственный опыт подсказывает обратное.