В Екатеринбурге завершен II Международный конкурс "Щелкунчик приглашает"
Турнир по классическому танцу среди юных был инициирован два года назад детским театром балета "Щелкунчик" - есть в Екатеринбурге такой необычный театр, где дети от 5 до 18 занимаются балетом и участвуют в специально поставленных спектаклях. В этот раз конкурс собрал две с половиной сотни участников из 18 городов и регионов страны, кроме России были представлены Германия и Израиль. Профессиональное жюри, возглавляемое художественным руководителем балетной труппы ГАБТа Сергеем Филиным, оценивало творческие достижения детей в разных возрастных категориях и номинациях.
Все завершилось объявлением победителей и большим Гала-концертом, проведенным уже на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета. Для участия в нем кроме детей-лауреатов были приглашены артисты екатеринбургского балета, а также известные солисты главного театра страны Ольга Смирнова, Семён Чудин, Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин. Рискованная режиссерская затея Филина не делить выступления детей и профессионалов, а объединить всех вместе обернулась выигрышем, и зрители испытали умиление от первых успехов совсем юных дарований, порадовались за старших, и получили удовольствие от высокого мастерства профи. Разговор с Сергеем Филиным, конечно, начался с обсуждения детского балетного состязания.
Вы уже второй раз приезжаете в Екатеринбург возглавить конкурс "Щелкунчик" приглашает", это неслучайно?
Сергей Филин: Я приехал, потому что впечатления после первого конкурса остались самые позитивные, мне казалось, что заданная планка должна быть повышена. Так и произошло. Мы наблюдаем огромный интерес к классическому танцу и у детей, у педагогов, у родителей талантливых детей, которые отдают им свое свободное время, чем-то жертвуют во имя того, чтобы те занимались балетом.
Вы верите в то, что кто-то из этих детей когда-нибудь сделает успехи на профессиональной сцене?
Сергей Филин: Я не просто верю, я убежден, что кто-нибудь из них, замеченный здесь жюри и публикой, придет к профессиональному балету. После прошлого конкурса так и произошло, талантливые ребята уже работают в профессии. Для талантливых детей нет ничего невозможного.
А как вы вообще оказались на этом конкурсе? Как связаны главный театр страны и детский балетный конкурс, которых, в общем, по стране немало?
Сергей Филин: Виновница того, что я оказался в Екатеринбурге, конечно, Елена Давыдова, директор "Щелкунчика". Мы познакомились в Берлине, на фестивале "Танц-Олимп", и я увидел очень целеустремленного человека, узнал, что в Екатеринбурге есть такой уникальный в своем роде театр - детский театр балета. Ей удалось не только все блестяще организовать, но и собрать авторитетное профессиональное жюри, члены которого давали мастер-классы, провели круглый стол с педагогами, смогли что-то посоветовать, подсказать.Совсем недавно вы как худрук балета Большого театра вместе с екатеринбурженкой Татьяной Багановой получали "Золотую маску" за спектакль "Весна священная", еще раз искренне вас поздравляю…
Сергей Филин: А я хочу еще раз благодарить Татьяну Баганову, и в знак благодарности - надеюсь, меня поддержат в театре - сделать красивый жест и подарить спектакль "Весна священная" вместе с оформлением Татьяне Багановой и ее театру "Провинциальные танцы", чтобы теперь он обрел новую жизнь уже в Екатеринбурге.
Сергей, нас не поймут, если я не задам вам ряд вопросов, касающихся последнего периода вашей жизни. Вот сейчас я вижу перед собой молодого, энергичного обаятельного человека, каким мы вас знали всегда. Как ваше самочувствие, закончено ли лечение?
Сергей Филин: Самочувствие хорошее, здоровье нормальное. А вот лечение глаз - еще нет. Моим лечащим докторам в Аахене удалось сделать так, что левый глаз стабилен, в принципе могу все, что я делал прежде. Что касается правого глаза, получившего более серьезные повреждения, сегодня речь идет о том, чтобы вообще сохранить хоть какое-то зрение.
То, что произошло, уже стало для вас прошлым? Дело расследовано, виновные наказаны, вы перевернули эту страницу?
Сергей Филин: Конечно же, нет. Зачем, для чего было осуществлено это нападение? Для себя я не получил ответа. Наверное, это делалось ради какого-то результата, но в итоге, если расставить на карте все фигуры - никто не выиграл. Все в минусе! Конечно, больно, что в XXI веке такие вещи могут происходить, ведь все конфликты обсуждаются, все решаемо.
Какой день после того рокового события в январе 2013 был для вас самым счастливым?
Сергей Филин: У меня был очень важный день, ставший как бы началом нового периода. Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов отправил ко мне делегацию: там было телевидение, возглавляла ее пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова. Это была такая посылка из моего дома, родного театра. К их приезду я еще почти ничего не видел, порядка 15 процентов одним глазом. Мы встретились, Катя была наполнена позитивной энергией, мы много смеялись, шутили, даже обсуждали театральные новости и сплетни! Тревоги, опасения, внутренние сомнения - все исчезло мгновенно. Я понял, что театр делает все, чтобы наши планы осуществились. И вы не поверите, в течение двух дней, буквально на третий, мой глаз стал видеть, и чем дальше, тем лучше!Трагическая история, произошедшая с вами, привела к тому, что вы уходили из одного театра, а вернулись в другой. Там многое сменилось. Как вам работается с новым генеральным директором Владимиром Уриным? Вы ведь уже работали вместе в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко…
Сергей Филин: Я вернулся в свой коллектив балета, и мне показалось, что люди еще больше сплотились и объединились. Труппа была в хорошем рабочем состоянии. Если говорить о новом руководстве. Да, мы работали в Театре Станиславского, причем по правилам, установленным Уриным. Большинство наших достижения и побед в том театре происходили благодаря ему, его особому видению.
Он многое поменял в Большом театре?
Сергей Филин: Не скажу что многое, но меняется. Самое главное изменение в том, что сам Владимир Георгиевич присутствует буквально во всем, во всех мелочах театрального процесса, во всех сферах. Мне кажется, что в чем-то это хорошо.
Вы можете назвать себя с ним единомышленниками?
Сергей Филин: Это вообще большая редкость. Не обязательно видеть одинаково, главное - смотреть в одну сторону! У меня есть свои взгляды, мысли, фантазии и мечты. Свое видение, развития балета и его перспектив. У Владимира Гергиевича есть свои особые пристрастия. Он в силу своего большого опыта все может подтвердить весомыми аргументами. Но сегодня еще рано оценивать результаты нашей совместной работы, театр - живой организм, мы слышим друг друга, мы в диалоге - это главное.
В одном из интервью нашей газете он соглашался, что необходимо всеобщее оздоровление атмосферы. Чтобы балет Большого театра не ассоциировался только со скандалами…
Сергей Филин: Урину в чем-то повезло, коллектив балета ему достался после существенных перемен. Людей, которые были готовы "гнать волну", поднимать цунами и идти в атаку на Большой театр - таких сегодня в коллективе нет. В этом уже положительная динамика. А сравнивать театры, конечно, нельзя. Тот театр - домашний, уютный теплый, атмосферу которого вместе со всей командой создал Урин. Большой театр сегодня - это огромное количество уникальных талантов, а, следовательно, амбиций, личностных интересов. В театре всегда чередуются затишье и бури, но театра без интриг не бывает, что уж говорить.Какая у вас на сегодняшний день самая большая творческая мечта? Чего бы вы сильно хотели для балетной труппы БТ?
Сергей Филин: Хотел бы только творческой атмосферы, чтобы о БТ говорили как о первом и главном театре страны, и только позитивно и только о творчестве. Чтобы в театре шли шедевры мировой хореографии: "Онегин", "Дама с камелиями", "Марко Спада", кстати, именно балет Лакотта дает ответ на вопрос - не вытесняет ли сегодня современная хореография классику? Не вытесняет. В Большом есть возможность танцевать таких хореографов, как Юрий Григорович, Джон Ноймайер, Уэйн Макгрегор, Матс Эк, Иржи Килиан…
Одна из самых ожидаемых и предвкушаемых премьер - это абсолютно новый, специально для балета БТ поставленный спектакль Жана-Кристофа Майо "Укрощение строптивой". Выдающийся французский хореограф, руководитель труппы в Монте-Карло никогда на протяжении последних 20 лет не ставил в других труппах. Надо сказать, что три года назад это дерзкое предложение сделал ему я. Заполучить Майо - уже удача. И он сегодня сочиняет, буквально "выстреливает хореографией". Мне кажется, что спектакль, премьера которого намечена на июль, будет не похож на его прежние работы. Наши уникальные артисты дают ему возможность найти новые идеи, новые хореографические комбинации.
А следующей шекспировской премьерой в Большом театре должен стать "Гамлет" на музыку Шостаковича в постановке Раду Поклитару и режиссера-шекспироведа Деклана Донеллана (творческий дуэт когда-то уже делал в Большом "Ромео и Джульетту" Прокофьева). Это уже премьера следующего 2015-го года.